Полная энциклопедия символов. Индейские обереги Индийские амулеты

Племена индейцев связывали собственную жизнь с магией. Индейские амулеты содействовали получению благосклонности от природы. Обереги для них делали шаманы, заговаривали на защиту владельца, налаживали контакт с миром духов. Они советовали, как правильнее применять тот или иной амулет: вплетать женщинам в волосы, закрепить на томагавке либо носить на теле как украшение.

Виды амулетов и значение

Магические обереги индейцев содержали части тела животных, они наделяли их силой. Это могли быть настоящие чучела, использовали деревянные, каменные, глиняные статуэтки зверей. В дополнение амулет украшали оперением птиц, травами, кусочками шкуры животных. Все талисманы наделены собственной магической силой, приносящей эффект от использования.

Символы животных

  • Бизон. Волшебство зубов этого дикого зверя привлекательно тем, что амулет из них возможно применять привселюдно. Бизоний зуб защищал от отрицательного влияния со стороны окружающих, оберегал от угрозы нападения. Размещали на шнурки из кожи, с металлами контактировать было запрещено, так как терялась магическая сила оберега. Амулетами пользовались мужчины, племенные вожди.
  • Волк. Этот хищник считается тотемным животным, пользуется уважением и почетом. Индейцы верили, что волчий глаз действенный талисман от колдовских проклятий, порчи, сглаза. Для его изготовления необходим зверь, который умер собственной смертью. После, глаз замачивали в спиртовом растворе, потом клали в мешочек из ткани и зашивали. В это время произносили волшебные заклинания.
  • Жаба. Оберег давал мощную защиту обладателя от негативной энергетики. Ее засушивали, после прятали в специальный мешок, смоченный спиртом. Амулет надежно защищал от колдовства.
  • Акула. Зубы применялись народами, которые жили возле океана. Чтобы амулет получился максимально сильный, необходимо собственноручно убить акулу, а это дано не каждому. Только мужественные воины решались на такой шаг. Обязательно носить нательно, и скрывать от чужих глаз, тогда он мог лечить болезни и приостанавливать кровь после боя.

Для воинов


Главным оберегом служило чучело ворона, надетое на голову воина, которое “предупреждало” об опасности.

Индейцы регулярно воевали между собой. По этой причине, главную роль играют амулеты индейцев северной Америки, приносящие успех в военных действиях, наделяют собственных владельцев силой, мужеством и отвагой. Они делали особый талисман, для чего применяли чучело ворона. Его крепили на голову, а птица должна была сообщить о приближающейся опасности. Когда враг находился близко, индеец ощущал, что ворон клюет его в затылок. Также на щит крепили небольшой колокольчик для того, чтобы он отводил стрелы и копье противника. Важной частью верования в магию животных считалась вера в то, что если снять скальп с убитого врага и применять его в качестве талисмана, он передаст обладателю силу, отвагу и боевые навыки поверженного.

Для привлечения удачи и уверенности

Для приобретения этих качеств индейцы северной Америки применяли для декора одежды элементы украшений желтых оттенков. Кто носил черные безделушки, мог надеяться на приобретение стабильности и надежных взаимосвязей. Люди, которые искали финансовое благосостояние и тем, кто хотел завести новые знакомства, шаманы рекомендовали делать амулеты зеленого цвета. Если индеец хотел покорить мир, стать великим завоевателем, то в браслет необходимо было добавить голубые камни либо перья.

Как сделать своими руками?

Легче всего самостоятельно сделать талисманы североамериканских племен индейцев, которые они носили на запястье, то есть браслеты. Они считали, что это то уникальное место на теле человека, где можно прослушать пульс и туда стекается вся жизненная энергия. В древние времена запястье было принято прикрывать амулетами, так как люди верили, что таким образом можно уберечься от недоброжелателей. В роли оберега индейцы применяли широкие браслеты с камнями, перьями, бусинами, морскими ракушками. В современности тоже легко сделать подобные амулеты-украшения. Согласно технологии их изготовления племенами, возможно повторить все до малейших деталей. Создавать оберег необходимо из натуральных материалов: дерева, камня, ракушек, костей. Особенное значение при изготовлении браслета на руку имеют бусины, точнее, их цвет. Так, каждый оттенок браслета символизирует:


Найти новых друзей и притянуть успех поможет браслет, изготовленный из камней изумрудного цвета.
  • Желтый. Способен помочь с решением трудных ситуаций по жизни, привлекает успех и удачу.
  • Черный. Может решить карьерные вопросы, оберегает от потерь в бизнесе и дает возможность найти деловых партнеров.
  • Голубой. Если вставить бусины такого цвета, то оберег посодействует в трудоустройстве и повышении по карьере.
  • Изумрудный. Поможет отыскать новых друзей, притянет успех по жизни, обеспечит финансовое благополучие.

При изготовлении такого украшения нужно помнить, что при использовании натуральных материалов, например, камней, амулеты возьмут на себя еще и их магическую силу. По этой причине, необходимо тщательно подбирать исходники для работы, чтобы их энергия соответствовала всем пожеланиям и запросам обладателя.

Индейские амулеты – сильные защитники нашего времени. Ведь индейцы – это загадочные и мистические личности современности. Испокон веков их считали предками духов, которые поселились на земле, чтобы помогать простым смертным. Согласно древнеиндийской легенде, решение какой должна быть жизнь индейца принимали бамбук и камень.

Чаще всего амулеты прятали в особые кожаные мешочки, где магический предмет был недоступен чужому взгляду

Камень утверждал, что она должна быть похожа на его жизнь. Ведь ему не страшен ни ветер, ни снег, ни дождь. Его невозможно сломать, он не знает что такое тепло и холод. При всем при этом его жизнь вечная. Бамбук утверждал, что вечность заключается в потомстве, которое мы оставляем после себя. Именно бамбук обладает способностью умирать и перерождаться. Мудрый камень не стал спорить, и уступил ему, наделив своими качествами.

С того момента, жизнь индейца стала заключаться в создании потомства, которому они передавали свои знания и умения. Духи наделили индейцев способностью общения с ними, объединяя жизнь живых с жизнью духов. Для того чтобы помочь простым смертным. В качестве защиты индейцы создавали амулеты, которые были пропитаны защитной силой духов.

Чтобы постичь мудрость индейцев и ощутить силу оберегов, необходимо познать мир, который находится вокруг нас. Ведь он наполнен не только повседневными заботами и делами. Не многие знают, что нас окружает тонкий мир энергетики, которую мы порой не замечаем.

Индейцы верили, что магические предметы, которые содержат части животных или, на которых изображены животные, могут передавать силу

Для своей защиты и придания сил своим делам, недостаточно просто иметь амулет. Обязательно нужно прочувствовать мудрость мира энергии. Достаточно пройти несложный путь, чтобы обрести силу духов.

Ключевые этапы познания мира духов:

  1. Откажитесь от привычного восприятия мира;
  2. Разглядите мир с разных сторон, ведь он многогранен;
  3. Осознание необходимости постичь мир энергетики.

Зачастую мы можем видеть ситуацию с позиции, которая близка нам, отказываясь признавать другие варианты. Это ошибочно и неправильно, только сильная личность способна разглядеть мир с разных сторон.

Запах, цвет, вкус должны быть полностью прочувствованы. Они несут скрытую информацию, которую мы отказываемся воспринимать. Мы часто отказываемся от горького продукта в пользу сладкого, так как нам это просто невкусно, но это неправильно.

Раньше верили, что амулет на теле уберегал от кожных заболеваний и воспалительных процессов на коже

Важно точно знать, для чего в действительности вам необходимо воссоединиться с тонким миром энергетики. Только искреннее желание способно принести пользу от мира духов.

Если вам получится пройти эти несложные этапы, перед вами откроется маленькая дверца защитной силы индейских племен. Имея индейские амулеты, вы сможете придать своей личности силу, которая способна помочь вам добиться непостижимых вершин.

Амулеты

Индейские шаманы считали и считают, что мир окружающий нас наполнен духом. И неважно из чего будет выполнен оберег, ведь он будет иметь свою энергетику, которая дана ему от природы. Беря в руки амулет или талисман, шаманы взывали в него силу духа, которая пропитывала амулет дополнительной защитой силой и энергетикой.

В современном мире сложно найти поистине настоящего шамана, несмотря на это, талисманы и обереги, существующие в нашем мире, продолжают обладать магической силой.

Индейские амулеты и символы нашего времени

Очень часто в качестве амулетов, древние предки использовали фигурки животных, которые были наделены определенной силой.

Символ силы, защиты и верность. Человек, имеющий такой оберег, может прочувствовать на себе качества лидера, сила амулета предает уверенность и решительность.

Маленьким детям вешали волчьи клыки и когти, чтобы оградить ребенка от дурных компаний, чужого влияния, - это помогало стать более решительным и уметь постоять за себя, а также отстоять свое мнение, в нужный момент сказать «нет»

Извивающаяся змея

Символ ловкости, неуязвимости и целеустремленности. Хорошо подойдет для человека, который работает в сфере бизнеса. Ведь именно эти качества способны помочь добиться хороших результатов в делах.

Орел

Символ внимательности, целеустремленности и настойчивости. Птица, обладающая хорошей интуицией, поможет своему владельцу почувствовать невидимую опасность, появившуюся на его пути.

Считалось, что Орлиные перья и когти помогали развить интуицию, предвидеть действия противника, принимать взвешенные решение

Символ хитрости, красоты и изящества. Хороший талисман для девушек, которые преуспевают в развитии личного дела.

Лиса – исключительно женский амулет, который ассоциируется с женской сексуальной энергией и с творческой силой

Черепаха

Символ мудрости, спокойствия и защищенности. Такой талисман подойдет для защиты семьи и домашнего очага.

Символ мужского начала, помогает мужчинам добиться больших вершин в карьере. Если его обладателем станет женщина, она способна обрести невиданную силу для защиты семейного очага.

Бизоний зуб был преимущественно мужским оберегом, так как женщинам не следует приобретать грубость и мощь от его влияния

Ловец снов

Символ отдыха и хороших снов. Благодаря этому оберегу, мы защищены от потока негативной энергии, которую мы можем получить через сновидения. Хорошо подойдет людям, страдающим от кошмаров.

На самом деле, существует большое количество символов и оберегов, все они обладают невиданной силой, которую могут постигнуть только избранные. Для того чтобы впустить в свою жизнь частичку невиданной магии, достаточно просто постичь мир энергетики, которая перевернет ваш мир.

В последнее лето многие исследователи Американского Музея Естественной Истории проводили свои изыскания среди индейцев Арапахо, проживающих на территории Оклахомы. Некоторые результаты этих исследований представлены в нижеследующем документе.

Индейцы Арапахо относятся к алгонкинской языковой группе, а их культура относится к культуре равнинных индейцев.

При исследовании искусства первобытных племен мира, основным выражением декоративных украшений и упрощённых живописных конструкций, являются геометрические орнаменты. То же самое наблюдается среди Арапахо. То, что визуально определяется как декоративное отображение, является реалистичным и представляет собой живописное отражение действительности. Это же подтверждают и слова самих индейцев.

Первобытное изобразительное искусство, отставив в сторону свой декоративный аспект, состоит из воспроизведения нескольких характерных особенностей объекта, который автор хочет показать.
При этом прослеживаются две тенденции вызывающие изменения этого положения.
Первая - поиск наиболее верного отражения природы, что приводит к максимально подражательным и реалистичным отображениям.
Вторая - преувеличение характерных и придумывание дополнительных черт, что приводит в развитию символизма в изобразительном искусстве.
Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая, в конечном счете, развивается в письменность.

Именно символизм наиболее сильно проявляется в искусстве Арапахо и именно эти проявления являются темой нашей статьи.



Основным способом выражения этого символического искусства стали вышивка бисером, иглами дикобраза, нитками; резьба, барельефы и живопись. Очень слабое выражение получил символизм в керамике, ткачестве и скульптуре.
По своему внешнему виду, искусство Арапахо близко напоминает искусство Сиу.

Для обсуждения символизма искусства Арапахо, будет удобней классифицировать символы как изображения животных, растений, природы, предметов изготовленных человеком и абстрактных идей.
Дизайн с использованием изображений животных вообще считается преобладающим у всех примитивных народов. У Арапахо он так же встречается в изобилии, но ни в коем случае не является доминирующим.

Самым ожидаемым символом можно считать бизона, так как с ним связаны практически все средства к существованию индейца. Это так, но у Арапахо изображения данного животного редки. В упрощённом виде бизон представлен в виде прямоугольника закрашенного сплошным цветом (рис.1). При детальном изучении становится понятно, что этот символ совпадает с символами Земли и Изобилия и это совпадение, очевидно, и является причиной столь редкого использования данного обозначения как символа животного.
Изображение птиц, Птицы-Грома или орла (рис.2) и ворона (рис.3). Они представляются в таком же виде как на наших серебряных монетах. Головы либо повёрнуты в сторону, либо вытянуты вперёд. Образ Птицы-Грома символизируется исходящими из глаз птицы молниями, в то время как линии от клюва или хвоста обозначают дождь, который она вызывает.
Черепаха представлена в виде пяти небольших квадратов, расположенных в шахматном порядке (рис.4), или в виде прямоугольника с двумя выступами (рис.5).
На поясах, кожаных лентах или повязках изображали змею (рис.6).
На мокасинах чаще всего размещали символы сороконожки (рис.7,8), рака или скорпиона («краб») (рис.9), стрекозы (рис.10), гусеницы (рис.11), личинки или жука (рис.12), паука (рис.13).

В живописи и резьбе животные встречаются в более реалистичном изображении - бизон, черепаха, ласка, лисица, олень, антилопа, рыба, ворон, Птица-Грома, сорока, летучая мышь, утка и другие. Хотя все эти изображения можно рассматривать как символы с большим допущением. В большей степени это - пиктограммы.
Отдельные части тел животных и человека встречаются редко. Сердце изображается в виде треугольника (рис. 14, 15).


Изображения мозга и глаз (рис.16), встречающиеся на головных уборах в виде головы бизона, представлены в виде плетёной полоски из кукурузных листьев, с пришитыми по краям петлями. Этот символ очень редкий и используются в основном в качестве повязки на голову.
Сердце и лёгкие (рис.17) представлены в виде двух неравнобедренных треугольников и одного равнобедренного треугольника соединённые вершинами.
Шахматный дизайн (квадраты, поочерёдно заполненные бисером) часто используемый на мокасинах, представляет собой отображение содержимого кишечника бизона.
Ромбовидные символы, часто встречающиеся на парфлешах, являются пупком и глазом (возможно за счёт его красного контура и жёлтого заполнения) (Рис.19).
Рука (рис.20) встречается на мячах, вследствие того, что бросает их.

Одним из наиболее часто встречающихся символов является след бизона. Изображается он в виде полосы (рис.21) или ряда разноцветных полос (рис.22). Иногда этот символ усложняется поперечными полосами других цветов (рис.23).
Этим же рисунком обозначается след на земле от перетаскиваемого жилья, когда лагерь снимается и переезжает на другое место. Поперечные линии в таком случае обозначают овраги, которые должны быть преодолены или места привалов. Беготня детей отображается в виде ряда широких линий, проходящих через подножия мокасин ребёнка. Линии под солнцем или утренней звездой также обозначают их путь (как они поднимаются).

Следы бизонов представляются линией квадратиков внутри более широкой полосы (рис.24).
Маленькие чёрные квадраты, выстроенные в линию, обозначают следы кролика на снегу (рис.25).
Следы копыт лося и антилопы показываются с помощью двух неравнобедренных треугольников, соединённых в одной вершине. Лосиные следы (рис. 26) показаны треугольниками так, что на одной линии находятся их длинные стороны, а у следов антилопы на одной линии находятся кратчайшие стороны треугольников (рис.27).
Следы лошадей отражены в виде подков (рис.28).
Медвежьи следы показываются в виде прямоугольников, открытые стороны которых опущены вниз, что указывает на когти (рис. 29).

Арапахо использовали небольшие сумки (paint-bag) в которых держали свою краску для тела. Эти сумки, как правило, делались в виде животных, таких как бобр (рис.30), рыба (рис.31), ящерица (рис.32), лягушка (рис.33). Сумка открывается как бы через пасть животного и завязывается двумя ремешками (условно, передние лапы сумки-животного). Всё «тело» животного украшалось рисунками и вышивкой. Зачастую эти сумки расшивались символами тех животных, чью форму имели. Таким образом, мы видим рёбра (рис.34), рисунок хвоста бобра (рис. 35), четыре треугольника изображающих лягушку и еду в ней (рис.36), рисунок на шкуре ящерицы (рис.37) и т.д. Эти символы являются сложными, разноцветными и зачастую их значение менялось от местоположения на теле животного.
Иногда по краям мешочка пришивалась бахрома, которая символизировала траву, в которой животное сидит. Например, лягушка (рис.33); бисерная вышивка на сумке-бобре показывает запруды по ходу потока, плотины и бобровые хатки (рис.38).
Следует добавить, что не всегда сумки для красок по форме напоминают животного, но именно они интересны своей адаптацией животных объектов в прикладных предметах.
Кстати, подобные адаптации общая черта многих племён.

Орнаменты, изображающие растения, как и у большинства первобытных племён, представлены грубо и приближённо. Деревья представлены простейшими символами (рис.39). В некоторых рисунках, подобный символ обозначает только кедр, а лиственные деревья обозначаются с дополнительными листиками на концах ветвей (рис.40). Трава обозначается короткими прямыми линиями под различными углами друг к другу (рис.41), как и бахрома на сумке для краски (рис.33), а грибы - в виде треугольников с единым стеблем (рис.42).

Неживая природа даёт большее разнообразие и количество символов. Солнце изображается в виде простейшего круга (рис.43), луна в виде горизонтального полумесяца (рис.44, 45). И каждый из этих символов используется с дополнительными элементами. Солнечные лучи представляются в виде прямых линий, отходящих от солнца (рис. 46, 47, 48). Подобное представление также отображается и другими материалами. Во время танца солнца или церемонии мескаль, солнце символизируется бахромой оленьей кожи.
Радуга изображается в виде разноцветных кругов вокруг солнца (рис.49) или в виде параллельных синих, красных и жёлтых полос (рис.50).
Символ молнии - зигзаг или волнистые линии, часто выходящие из глаз Птицы-Грома. Часто изображается в виде двух, трёх и четырёх линий разного цвета (рис.51, 52). Одна из самых сложных конструкций изображения молнии - широкие жёлтые полосы с красными краями (рис.53).
Как уже говорилось выше, дождь обозначается прямой линией отходящей от символа (например, Птицы-Грома) (рис.53), в виде ремешков или бахромы, прикреплённых к предмету. Белые бусины или бисер на концах бахромы и ремешков обозначает град.
Утреннюю звезду традиционно изображают в виде кресте, но иногда и в виде нескольких линий пересекающихся в центре. Вид креста может варьироваться от двух пересекающихся линий (рис.55), до мальтийского креста (рис.56) или производных его формы (рис.57, 58). Кресты обычно многоцветны.

Перпендикулярная линия под крестом обозначает восходящую звезду (рис.59), горизонтальная линия под крестом или в контакте с ним обозначает горизонт, над которым он начинает расти, говоря нам о рассвете (рис.60). Две короткие полоски по обе стороны от креста говорят о мерцании звезды (рис.61).
Достаточно часто звезда представляется в виде ромба или нескольких разноцветных ромбов друг в друге (рис.62) в бисерной вышивке и в виде пятиконечной звезды (рис.63) в резьбе и живописи.
Шесть ромбов, соединённых линией отражённые на подошвах мокасинов, обозначают созвездие Корона (рис.64). Две белые полосы с несколькими цветными метками на них обозначают Млечный Путь (рис.65). Более упрощённая версия Млечного Пути встречается у Шайеннов (Cheyennes) и изображается в виде удлинённой буквы Y (рис.66).
Прочие звёзды на небе обозначались простыми символами в виде многоконечной звезды, точек или маленьких квадратов (рис.67, 68, 69).
Очень любопытный небольшой рисунок, состоящий из трёх квадратов (рис.70) представляет собой мерцающую звезду.
Своеобразно представлены облака (рис.71, 72). На рис. 73 облака показаны как тёмная область внутри радуги.


Для неба нет особых символов, кроме цвета. В редких случаях символами неба служат линии, но только с обязательным цветовым выделением. Традиционно небо отражается светло-голубым и тёмно-синим цветом, чёрным и жёлтыми цветами показываются солнечные лучи.
Поверхность земли, как правило, изображается зелёным цветом; осенняя - жёлтым и коричневым. Изображение земли как поверхности делается в виде горизонтальной линии соответствующего цвета (рис.74). Земля как планета во всеобъемлющем смысле изображается в виде заполненного цветом прямоугольника (рис.75) или полого прямоугольника (рис.76), который совмещается с другими рисунками.
Изображение Земли как космического символа (планеты) представляет собой кольцо с четырьмя равноудалёнными цветными метками (рис.77), которые иногда связаны друг с другом линиями (рис.78). Четыре эти метки обозначают стороны света. Подобный знак известен на всей территории Северной Америки от юга до севера.

Любопытное трёхцветное изображение (рис.79) представляет собой озеро. Розовый цвет указывает на берега из красной глины, чёрный цвет - воду, зелёный - взвешенный ил. Водные потоки и бобровые плотины (рис.38).
Длинные широкие линии, окаймляющие рисунки на парфлешах, образуя стороны прямоугольника, обычно обозначают землю или периметр лагеря, в редких случаях - реки (рис.80).
По сравнению с изображениями гор и холмов, изображений воды вообще очень мало
Горы чаще всего показаны в виде равнобедренного треугольника (рис. 81, 82) и его вариациях (рис.83, 84). Горы, в основном, покрыты снегом, но некоторые рисунки указывается и их скалистая часть (рис.85)
Горы, из-за которых приходят бизоны, изображаются с квадратами или крестами, обозначающими двери (рис.86, 87). Снег изображается белым, но иногда белый цвет это просто фон.
Четыре ветра представлены четырьмя волнистыми линиями разных цветов (рис.88). Вихрь изображается как на рисунке 89.

Ещё один часто встречающийся символ обозначает жилище (типи). Изображается он в виде равнобедренного треугольника (рис.90) и иногда равностороннего (рис.91). С небольшим перевёрнутым треугольником в вершине, представляющим собой шесты торчащие из типи (рис.92) или двумя треугольниками по краям вершины (рис.93), которые представляют собой вентиляционные клапана.

Более реалистичное изображение типи представлено на рисунке 94. При раскраске парфлешей символ типи (рис.95) окрашен в зелёные, жёлтые и красные цвета. Здесь зелёный означает землю, жёлтый - шкуры, из которых пошит типи и красный - огонь внутри. Небольшие удлинённые треугольники у основания, представляют собой колышки, которыми типи крепится к земле.
Размещенные на верху треугольника, маленькие перевёрнутые треугольники обозначают памятные знаки, груды камней на вершинах гор или подвешенные на палках бизоньи плащи, размещённые для молитв (рис.96).
Периметр лагеря иногда изображался прямоугольником, таким же, как знак земли (рис.76). Так же одним и тем же рисунком в виде комбинаций полос и поперечных линий изображаются как путь движения племени, так и путь миграции бизонов (рис.23).
Наконечники стел и копий изображаются в виде остроугольных треугольников (рис.97), прямоугольных треугольников (рис.98) или открытых углов (рис.99). Колючки (рис.100).
Лук (оружие) изображается в виде полосы (рис.101). В этом случае изображение лука определяется в большей степени по его положению на рисунке, чем по визуальной форме самого изображения. Более реалистичное изображение лука представлено на рисунке 102.

Так же у Арапахо встречаются символы абстрактных идей. Однако точные значения символов подобрать не легко, так как индейцы, способные объяснить их смысл, испытывали проблемы с точной интерпретацией арапахских слов на английский язык. И даже определения самых часто встречаемых символов довольно расплывчаты.

Одним из самых абстрактных и распространённых символов является так называемый «хиитени» (hiiteni). Этот символ обозначает изобилие и молитву о нём. Значения этого символа иногда значительно варьируются, а изображение остаётся неизменным - квадрат или прямоугольник. Это, как мы помним, также является символом Земли и бизона. Тесная связь между этими смыслами очевидно и отражает их близость и совпадение символов.
Этот символ никогда не бывает большим по размеру. Частным его видом являются квадрат (рис.103), прямоугольник (рис.104), трапеция (рис.105), ромб (рис.106) и квадрат с прямоугольником (рис.107). При использовании последнего варианта центральная его часть отличается по цвету от периметральной. Несколько рисунков, являющихся комбинацией этого символа, показаны на рисунках 108, 109 и 110. Гребнеобразный рисунок (рис.111) в одном из случаев представляет собой большое количество бизонов, но при этом не является «хиитени» (hiiteni).

Мысли (размышления, желания, молитвы) представлены линиями, либо параллельными, либо расположенными друг за другом (рис.112, 113). Иногда связка кожаных ремешков с перьями или небольшие круглые зеркала имеют тот же смысл. В одном из вариантов к связке ремешков были пришиты латунные бусины, оловянные цилиндры и конусы, и пучки окрашенного конского волоса - это всё обозначало достижение целей и благодарность за исполнение желаний (рис.114). Диалог или молитву обозначают в виде прямой линии (рис.115), символ того, что молитва была услышана, похож на стрелку (рис.116).
Сердце также изображается абстрактно. Четыре возраста человека или четыре периода жизни человека представлены в виде четырёх холмов, разделённых белыми полосами. Каждое разделение имеет равный интервал (рис.117). Символ в виде вытянутой буквы Y говорит о жизни человека, которая как одна линия до брака и как две, после (рис.118). Одна полоса так же может иметь смысл пути или добродетельной жизни. Четыре широких белых сектора круга с четырьмя узкими чёрными секторами, обозначают четыре поколения по сто лет каждый, из которых первый сектор обозначает момент сотворения мира, а четвёртый - сегодняшнее поколение (рис.119).

В вышеупомянутых символах число имеет важное значение, но только как дополнение к сути самой идеи символа.
Существуют же и отдельные символы, имеющие числовые значение со своим собственным смыслом. Например, четыре линии на поясе могли символизировать длительность танца - 4 дня. В другом случае количество линий на леггинах могло означать количество сосчитанных «ку» война.
Даже цвета используют для обозначения определённого числа.

Зелёные и жёлтые полосы или ремешки из оленьей кожи, пришитые к вещи несущей на себе символы брака, указывают на двойственность брачной жизни (муж и жена), без какого-либо соотношения цвета к мужу или жене. Параллельные чёрные, красные, жёлтые и белые линии, часто встречаемые на плащах и накидках из бизоньих шкур, указывают на четыре поколения, упомянутых выше.

Изображения человеческой фигуры в большей степени встречаются в живописи и резьбе, чем в вышивке (рис.120). Фигуры чаще всего изображаются в профиль. Женщина - в длинном платье (рис.121). Духи могут быть окрашены в чёрный цвет (рис.122) или представлены с серпом на голове (рис.123), но из этих правил бывают исключения. В некоторых случаях, серп заменяют на лук или перо (рис.124). Рисунки, символизирующие голову, выглядят как круги с линиями или точками, изображающими краску на лице (на лбу, щёках, подбородке) (рис.125, 126).
Христианский крест, воткнутый в землю и лошадиная подкова заполненная линиями (нимб), являются символами воскрешения (рис.127, 128).
Треугольники, расположенные на полукруглой полосе, обозначают участников церемонии мескаль, сидящих в палатке (рис.129). В другом случае, восемь маленькие треугольников внутри окружности (рис.130) обозначают рвоту, которую обычно оставляют участники церемонии за ночь. Палочки, используемые в играх для счёта, изображаются в виде линий вышитых бисером (рис.131). Два изображения на рисунках 132 и 133 являются символами паутины. На рисунке 134 показана курительная трубка.

Почти все орнаменты Арапахо цветные. Это естественно, так как цвет помогает реалистичности изображения, совпадая по цвету с изображаемым объектом. Порой, смысл рисунка можно понять только по цвету (рис.11, 50, 79, 85, 122). Когда цвет изображаемого предмета, по мнению индейца, неясен или не важен, то для изображения он выбирается случайным образом. Таким образом, у нас есть разноцветные бизоньи следы; синие следы антилопы; красные, чёрные, зелёные и жёлтые мысли; розовые, зелёные и синие бизоньи кишки и так далее. Следует помнить, что по заявлениям индейцев, они различают цвета звёзд, молнии и тому подобных объектов, которые нам представляются лишь в различных вариантах яркости. Индейцы, порой, используют цвет для выражения абстрактной идеи различия без какой-либо попытки реального представления. Тенденция использования цвета в изображениях используется не так же часто, как использование форм и единственной её целью является декоративная функция (т.е. не более чем условная).
Основные цвета так же имеют своё собственное значение, которое иногда не зависит от формы, к которой они применимы. Таким образом, мы имеем символы по форме и символы по цвету в одном и том же изображении, порой абсолютно независимые друг от друга.
Таким образом, зелёный - цвет земли, красный - цвет человечества (из-за цвета крови), жёлтый - дневной свет и иногда загробный мир, синий - небо, белый - снег, чёрный - ночь.

До сих пор, формы и символы описывались отдельно. Однако, как правило, они зачастую встречаются в комбинациях.
Отношения или связи между символами в таких сочетаниях могут быть трёх видов:
1. Связь может быть условной, закреплённой использованием.
2. Связь может быть неявной. Например, мокасины украшены символами земли, сердца и лёгких, стрекозы, гусеницы и звезды. В подобных случаях орнамент описывает сон или видение и это создаёт ассоциативную связь между несоответствующими друг другу символами.
3. Связь между символами может быть настолько тесной, что рисунок в целом может представлять собой какую-нибудь историю.

Пример такой связи представлен на рисунке 135, представляющем собой сумку расшитую бисером. Синий фон - небо; по небу летит Птица-Грома или орёл с красным сердцем и белыми крыльями и хвостом. Под птицей изображены жёлтые полосы молний, окаймлённые красным зигзагом или разветвлённой молнией. Треугольниками показаны вершины гор, на которых отдыхала птица, поднимаясь всё выше и выше. Под ними показан идущий дождь, наполняющий озеро в подножии этого рисунка. По краям показан белый снег из которого возникают горы. В верхней части сумки, где находится Птица-Грома, снега нет. Это означает, что там жарко.
Более простое изображение, но аналогичное по смыслу, можно найти на бисерной вышивке мокасин (рис.136). Длинная белая полоса - это дорога, на которой стоит бизон. Бизон изображён в виде зелёного прямоугольника. Поперечная полоса на конце вышивки - это лук охотника, а чёрные треугольники - это стрелы, которыми охотник стреляет в бизона.

Связанный или повествовательный символизм показан на медицинской цилиндрической сумке из кожи бизона. Изображение показано в развёрнутом виде на рисунке 137. Внизу, справа, изображена палатка для потения, в которой владелец сумки проводил обряд очищения перед началом поста для обретения сверхъестественной силы. Это изображение также представляет собой небольшой холм перед палаткой для потения, на котором лежит бизоний череп. Чуть выше него, в виде рыбьего хвоста изображена гора, на которой человек постился. Этот же орнамент обозначает и самого человека. Справа от него, в виде полумесяца изображён «покровитель» (солнце), который называется «тот, кто даёт свет». Основание или стебель этой фигуры представляет собой «информацию» (сверхъестественную силу), стекающую с этого существа к земле (горизонтальная линия). С левого края этого рисунка изображён этот же человек, но уже после получения информации и силы. Справа, в виде рыбьего хвоста изображена сама медицинская сумка. Однако сумка сделана из шкуры бизона, и её сверхъестественная сила состояла в основном в управлении бизонами, поэтому это же символ обозначает и бизона. Ещё ниже, слева, изображена палатка для потения, в которую ушёл человек после поста.

Отмечено, что символы земли, бизонов и молитвы об изобилии (хиитени) часто идентичны. Сходство между ними поразительно показано на рисунке 138. Всё это изображение является бизоном, стоящим на полпути между реалистичным отображением и простым прямоугольным символом. Легко различимы тело, голова, ноги и хвост. В тоже время весь этот рисунок называет «хиитени». Символы изобилия также отображены короткими линиями на концах ног; три линии по сторонам и одна небольшая вертикальная центральная линия, являются бизоньей тропой. Любопытно то, что они расположены не симметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю: внешний красный обозначает саму землю, внутренний зелёный обозначает траву. Создатель этого изображения не смог дать объяснения второй голове изображённой внизу бизона, объяснив лишь, что вся эта картина отображает его сон. Возможно, вторая голова изображает процесс рождения (прим. переводчика).

Таким образом, декоративное искусство Арапахо имеет сходство с системой пиктограмм североамериканских индейцев. Количество символов очень велико, некоторые из них выражают абстрактные связи между символами и могут рассказывать целые истории. Всё это говорит о развитии рисуночного письма.

В тоже время тут нет никакой реальной пиктографии. Символы не могут быть прочитаны однозначно. Один человек может догадаться о смысле рисунка, в полной мере не поняв его или даже не правильно истолковав.

В тоже время не следует забывать, что это искусство и основная его цель - декоративная. Символы настолько же декоративны, как и символичны. Они часто дублируются, создавая симметричный орнамент. В пиктографии такого нет. Некоторые изображения представляют собой повторения одного и того же символа. Другим декоративным приёмом, упоминаемым выше, является украшение предмета, представляющего собой животное. Порой смысл одного символа искажается для того, чтобы сделать его симметричным. Все эти приёмы декоративны по своей сути.

Все эти методы декоративного украшения используются в искусстве Арапахо в достаточной мере, чтобы указать на его декоративный характер. Повторяющиеся узоры встречаются редко (рис. 18, 23, 42). Искажения симметрии встречаются не часто, и они незначительны (рис.1, 5, 8, 10). Украшение предмета в виде животного ограничивается небольшим количеством сумок.

Жизнь североамериканских аборигенов проходила с оглядкой на мистические силы. Индейские амулеты помогали получить благосклонность сил природы. Охранные предметы для простых индейцев часто мастерили шаманы, договариваясь с миром духов. Они же подсказывали, как лучше носить амулет: вплести в волосы, укрепить на томагавке или спрятать под одежду. Обычные люди сами изготавливали не требующие особых ритуалов амулеты. Богатый арсенал символов и значений позволял им чувствовать себя увереннее в бою, на охоте и в быту.

У каждого амулета своя сила и особый эффект

Как выглядели и как использовались амулеты индейцев

Индейцы верили, что магические предметы, которые содержат части животных или, на которых изображены животные, могут передавать силу. Таким предметом могло быть и чучело, и фигурка какого-либо зверя из камня, дерева, кости, глины. Дополнительно оберег украшался перьями, травами, фрагментами шкур. У каждого амулета была своя сила и особый эффект. Тот, кто носил при себе хвост лисицы, заранее уберегал себя от кожных заболеваний и воспалительных процессов на коже. Особым образом приготовленная лягушка помогала лучше приспосабливаться к миру вокруг.

Амулеты было не принято носить напоказ. Аборигены Северной Америки считали, что постороннее любопытство лишит амулеты силы. Чаще всего их прятали в особые кожаные мешочки, где магический предмет был недоступен чужому взгляду. Это были личные вещи, наполненные символикой именно для их владельца.

Традиционным было ношение амулетов в связке, так как одновременно для защиты и поддержки использовалось несколько предметов. Набор магических предметов в связке также был персональным. Не было ни одной колдовского набора, совпадающего по наименованиям и количеству составляющих его элементов.

Символика животных в индейских амулетах

Повсеместно в Северной Америке использовались части животных, птиц, пресмыкающихся, рыб. Они входили в амулеты различной направленности. Ценились перья совы: она была символом мудрости и понимания магических тайн, как и многих других народностей. Орлиные перья и когти помогали развить интуицию, предвидеть действия противника, принимать взвешенные решение. Кожа змеи символизировала познание мира, ловкость и способность вывернуться из сложной ситуации.

Бизон

Магия зубов бизона была привлекательна тем, что оберег можно было использовать на виду у всех. Зуб бизона ограждал индейца от негативного воздействия, какого бы вида оно ни было. Зубы развешивали на кожаных шнурках, соприкасаться со сталью им было нельзя. Это правило действовало и для других магических предметов, если компоненты были животного происхождения.

Это был преимущественно мужской оберег, так как женщинам не следует приобретать грубость и мощь от его влияния.

Волк

Серый хищник был тотемом индейцев, сильное и уважаемое животное. Глаз волка признавался очень действенным оберегом от сглаза, порчи и другого вреда. Изготовить его было непросто. Нужен был зверь, умерший своей смертью. Затем глаз вымачивался несколько дней в спирте или масле, после чего его следовало зашить в плотный тканевый мешочек. Эти действия сопровождались особыми заклинаниями. Такой оберег мог служить многие годы, однако нужно было проверять, не переполнился ли глаз негативом. Если он стал темным, то использовать его больше нельзя. Магический предмет сжигался целиком (и глаз, и мешочек), а пепел уносили максимально далеко от своего места проживания.

Оберег глаз волка мог служить многие годы

Жаба

Также, по мнению индейцев, сильную защиту от негатива могла дать жаба. Жабу высушивали, а затем прятали в особом мешочке подмышкой. Пусть жаба и незамысловатое животное, а оберег из неё был надёжным заслоном сглазу и злому колдовству.

Амулеты, помогающие в бою

Жизнь индейцев не была мирной: сначала они воевали между собой, затем против белых людей. Аборигены дорожили своей свободой и не собирались дёшево её отдать. Их боевая экипировка включала в себя и особые амулеты, повышающие силу, отвагу, удачливость. Зубы и когти животных давали индейцам покровительство этих существ, а также дополнительные умения, схожие с повадками конкретных зверей. От бизона хотели получить мудрость, от волка - быстроту и выносливость, от медведя - умение лечить, от койота - предвидеть опасность.

Ворон

Интересный магический предмет получался из чучела ворона. Его закрепляли на голове, чтоб птица предупредила, если неприятель близко. Индеец тогда чувствовал, что ворон клюёт его. Такого рода мистическая сигнализация не использовалась у других народов, представляя собой уникальный обычай североамериканских индейцев.

Противник-человек

Индейцы верили, что в волосах содержится особая сила. И как в случае с другими живыми существами, они старались уничтожить противника и обрести с его помощью дополнительную силу. Вместе со скальпом врага к победителю переходили все боевые навыки, мощь и смелость. Далеко не все племена поддерживали это верование. Но индейцы, убеждённые в получении магической силы от части тела, собирали ужасающие коллекции скальпов.

Акула

Зубы акулы использовались племенами, обитавшими вблизи океана. Агрессивное существо передавало свои свойства тому, кто был самым достойным. Нередко существовало требование самому убить эту могучую и злобную рыбу и только после получить право носить ожерелье из её зубов. Другие свойства акульих зубов: противостояние магическому негативу, если прятать оберег от посторонних, и способность лечить, останавливать кровь.

Перья птиц

На старых фото и рисунках мы видели головные уборы, которые гордо носили индейцы. Но это не украшение, а особые амулеты воинов. Это устройство для связи с миром духов, наделяющее силой своего хозяина. Также количество перьев показывало, участником каких битв был индеец и насколько успешно там воевал.

Камни

Хоть это и часть неживой природы, они тоже были эффективными воинскими амулетами. Особенно ценился кремний. Индейцы считали дух камня бессмертным, способным придать воину стойкость и привести к вечной жизни.

Индейские талисманы, увеличивающие магическую силу

Для проведения особых обрядов или продолжения духовной практики человеку нужно больше энергии, чем он обладает. Индейцы в таких случаях использовали предметы силы - проводники к энергии духов . Сильный проводник - медвежий коготь. Он обеспечивает хорошую защиту, пока человек работает с энергиями. Однако постоянно оберег при себе держать не надо, лучше брать его только перед самым началом обрядов.

Сильный проводник - медвежий коготь.

Кость ворона

Это очень мощный магический предмет, сложный в изготовлении. Потребуется ворон (обычная дворовая ворона не подходит), проживающий в Северной Америке. Кость птицы нужно будет получить собственноручно, как и далее самому проделать всю остальную работу. Кость приходится долго обрабатывать, украшать причудливыми символами. Получится индивидуальный артефакт, который, кроме хозяина, смогут взять в руки только его дети. И только для магической деятельности. Остальные люди будут в опасности, если рискнут взять эту вещь.

Изготовление индейских талисманов своими руками

Браслеты

Индейцы считали, что запястье - особая зона на теле человека. Если там чувствуется, как бьётся пульс, то там же может выходить энергия. Если не прикрыть такое место, то можно пострадать от злых людей, потерять свои жизненные силы. Для защиты использовались браслеты из дерева, камня, кости, кожи, раковин. Это был не только оберег, но и своеобразное обращение к высшим силам за поддержкой.

Декор браслетов

Браслеты были украшены бусинами разного цвета. В зависимости от цели, выбирался цвет или сочетание нескольких оттенков. Жёлтые бусины пришивались на браслет того, кто хотел помощи в сложных жизненных ситуациях или искал удачу. Чёрный цвет помогал установить надёжные связи среди людей. Зелёный способствовал финансовому благополучию. Бисером можно было расшить весь браслет целиком, изобразив мистические символы.

Индейские рисунки украшают не только браслеты, но и другие элементы одежды и экипировки. Перечислим несколько наиболее популярных:

  • Громовая птица, Гром-Птица - могущественное божество с абсолютной властью, символ обозначает авторитет человека, который использует этот рисунок в украшении вещей или в татуировке.
  • Ворон - сообразительный и изворотливый, в качестве символа помогает избежать сложных ситуаций или найти из них выход.
  • Паук - обеспечивает защиту от злых сил.
  • Гора - символизирует основательность, стабильность, власть.

«Ловец снов»

Это знаменитый индейский талисман для защиты от злых духов того, кто спит. По одной из версий, он устроен в виде сети, чтобы пропускать через себя только хорошие и добрые сны. Плохие и пугающие сны запутаются в паутине и пропадут, когда их коснутся солнечные лучи. По другой версии, кошмары должны были свободно выйти через сеть и покинуть спящего. Позитивные сны и настроения задерживаются в паутине и остаются при человеке.

Изготавливали «ловца снов» из ивового обруча и оленьих сухожилий. К середине привязывали перо, которое было символом самого главного в жизни — воздуха, дыхания. Первые попавшиеся перья использовать нельзя, нужно подобрать их в соответствии с полом будущего владельца «ловца». Мужчине подходят перья орла, а женщине — совы.

Постепенно паутина «ловца снов» стала общим символом всех индейских племён, а к нынешнему времени превратилась в узнаваемый сувенир. Теперь это просто узнаваемые очертания и лёгкий налёт экзотики.

Однако собственноручное изготовленный оберег всё ещё может выполнять свою изначальную функцию. Чтобы «ловец» был эффективен и в наши дни, потребуется:

  1. добрый позитивный настрой мастера;
  2. материалы, схожие с оригинальными, без содержания синтетических материалов и волокон;
  3. правильное расположение готового оберега (у изголовья, но не прямо у стены, а чтоб проходил воздух, на освещаемом солнцем месте);
  4. периодическая чистка «ловца» от собранного негатива (вывешивайте его на улице под снегопад, солнечные лучи или полную луну).

Символы индейского народа помогают понять их древнюю культуру и приобщиться к ней. Амулеты и обереги индейцев не только красивы, но могут и сослужить хорошую службу. Вы будете защищены от зла и многих негативных влияний.

Содержимое

Индейцы ассоциируются с романтическими странствиями и многочисленными легендами. Но ни одна из них не способна раскрыть тайну, которую хранит этот народ. Поиски золотых кладов и борьба со злыми шерифами. Странствия по свету и мудрый взгляд в вечность у костра. Все это об индейцах. Они трепетно и мудро относились к вещам, которые служат верной защитой. Индейские амулеты и сегодня можно использовать, невзирая на прошедшие времена. Зло и пороки, зависть и болезни. Все это случается вне зависимости от времени в котором мы живем.

Защита энергетики

Главным амулетом индейцев всегда был браслет на запястье . Они верили, что там, где бьется пульс и слышны удары сердца сконцентрирована вся энергия человека. Если не закрыть это место можно легко подвергнуть свою жизнь опасности и отдать ее в лапы смерти.

Браслет изготавливался из натуральной кожи, что символизировало единение с силами природы. Его нельзя было снимать и терять. Как и любые индейские амулеты.

Адаптировав индейский амулет под современность можно использовать его как неброское украшение с глубоким смыслом.

Сила характера

Индейский амулет, предназначенный для мужчин можно выбрать из двух вариантов:

  • Лисий хвост;
  • Клыки бизона.

Оба предмета считаются мощной поддержкой в нелегком противостоянии мужчины нападкам извне. Клык можно носить в виде подвески. А хвост лисы привязать к поясу.

Кремний использовали не только как материал для изготовления наконечников для стрел, но и как средство для придания мощного ореола защиты от врагов и недоброжелателей. Индейские амулеты всегда подвергались тщательному анализу и подготовке перед использованием.

Глаз волка - это еще один индейский амулет, который трактуется как око, которое видит то, что не может увидеть простой смертный. Внимание! Важно знать, что глаз должен принадлежать очень старому волку.

Надо отметить, что глаз волка был достаточно недолговечным инструментом для защиты. Когда он темнел его извлекали из кожаного мешочка и сжигали в пустынном месте вдали от посторонних глаз. Считалось, что индейский амулет нужно бросить в костер и бежать прочь не оглядываясь. Так как вся накопленная негативная энергия могла вырваться наружу и убить индейца одним дуновением ветра и дыма от костра.

Связанный смысл

Чтобы уберечь себя от разных неприятностей, индейцы изготавливали связки амулетов. На грубую нить нанизывали самые разные талисманы. В разных племенах такую связку мог позволить себе далеко не каждый, а только старый и мудрый индеец. Однако такое «ассорти» имело огромную силу воздействия, и ее обладатель становился практически неуязвимым.

Цвета и символы

Индейские амулеты всегда имеют различный окрас и украшены символами и рисунками. С первого взгляда может показаться, что это ничего незначащий орнамент. Только не у индейцев! Эти люди вкладывали глубокий смысл в каждый взгляд и вздох, не говоря уже о символах защиты.

Ворон в древних племенах индейцев был символом, который умен и стар, как и вся вселенная. Рисунок ворона на индейских амулетах молчаливо указывал на острый ум и гибкость.

Паук в центре паутины выступает в качестве защиты от демонов зла. Он плетет свои сети и заманивает в них всех недругов. Индейские амулеты часто имели картинки с изображением большого паука.

Черепаха медлительна и умна. Она хранит тайны и дарит силы противостоять глупости и необдуманным поступкам. Индейцы воплощают всем своим существом апогей ума и спокойствия.

Солнце дарует ясность ума и ловкость в любых трудных ситуациях.

Звезда , как символ означает присутствие Бога и его руку, которая направит, успокоит, спасет.

Стоит отметить, что трактовка значений тех или иных изображений и символов отличалась в зависимости от племени. Старейшина каждого рода вкладывал свой смысл в значение и силу индейских амулетов.

Желтый цвет в индейских амулетах использовался для привлечения удачи и благополучия. Зеленый цвет поможет привлечь денежное равновесие и интересные и выгодные сотрудничества. Голубой цвет найдет ответы на вопросы. Поиск своего места и давние раздумья. Он развеет сомнения и направит в нужное русло.

Создавая свой собственный индейский амулет в виде браслета или бус, можно комбинировать цвета в зависимости от собственных потребностей. Добавляя тот или иной цвет можно фиксировать его количеством. Больше зеленого и желтого, и немного голубого и наоборот. Также можно обратиться за помощью лишь к одному цвету. Если именно сила его воздействия нужна больше всего.

Дикие амулеты

Есть индейские амулеты, которые вряд ли можно использовать сегодня. Способ их добычи и использование отпугивает и вызывает отвращение. Но тем не менее такие традиции имели место быть.

Оберег из чучела вороны носили на голове. Когда приближался враг, мертвая ворона должна была ткнуть клювом своего хозяина. Миф или легенда? Никто никогда не узнает.

Еще один не совсем адекватный индейский амулет, это скальп убитого врага. Его нужно было носить с собой всегда и везде. Вся мощь и сила переходила в руки победившего.

При изготовлении индейских амулетов нужно учитывать, что нельзя использовать искусственные материалы и заменители. Это должны быть натуральные отрезы кожи или замши, камни, бусинки и перья. Вся атрибутика индейских амулетов должна иметь природное происхождение. Индейцы считали, что весь мир живой. И даже неодушевленные предметы имели дух и могли чувствовать. А, значит, могли служить, как индейский амулет.

Орлиный взор

Индейцев часто сравнивают с орлами особенно из-за взгляда. Шапка или другой головной убор, украшенный орлиными перьями символизировал связь с неведомым, но при этом светлым и добрым. Так, индеец чувствовал свою нить с миром мертвых и мог влиять на ход событий. Это был один из самых древних индейских амулетов.

Ловец снов

Ловец снов, это самый популярный и таинственный индейский амулет. Он выглядит, как паутина в форме круга, по окружности которой висят перья. Оберег имеет мощное воздействие на злых духов ночи. Когда человек спит, они атакуют его и вселяют страхи и плохие сновидения. Ловец снов служит приманкой для духов. Они застревают в его паутине. А утром солнечные лучи, проникающие в паутину, разрушают темных гостей и превращают их в пыль.

Заключение

Индейские амулеты всегда направлены на борьбу добра и зла.

Их мудрость признана давно. В их силе не сомневались даже скептики. Их тайну не разгадают даже великие умы и следопыты. Возможно, именно индейские амулеты станут защитой, которая не будет лишней даже для сильных и стойких людей. Они верили в добро, но были вынуждены признавать, что силы зла не дремлют. Они вселяются в людей и делают их своими рабами. Сегодня ничего не изменилось. Только отношение к таинственному стало считаться чем-то глупым и ненужным. Амулеты индейцев помогут изменить привычный взгляд. Люди стали отрицать невидимую связь с прошлым. Возможно, зря?!

Post Views: 584